Технология художественного литья — древнейшее наследие, оставленное современному человеку гениальными предками. До наших дней сохранились уникальные памятники Древнего Египта, Рима, Греции. В них отражена не только история человечества, но и самое сокровенное — мысли и чувства. Так, постепенно, художественное литьё стало настоящим искусством, притягивающим взгляд. Появились и мастера-литейщики, чьи имена не менее бережно хранит наша история.
Художественное литьё — это всегда ручная работа с проработкой малейших элементов. В этом его уникальность, многотиражным оно быть не может.
Чистый металл в художественном литье используют редко. Обычно для этих целей берут сплавы, в основном — бронзу. Но помимо неё:
Почему так происходит? Дело в том, что для литья требуется металл с хорошей текучестью, которая характерна именно для сплавов. Чистый металл в этом отношении — редкое исключение. Хорошая текучесть отмечена лишь у олова, серебра и золота.
Есть ещё один интересный сплав для художественного литья. Это чугун. Он непластичен и очень хрупок. Однако у чугуна великолепная фактура, давно оцененная мастерами.
Именно бронза стала основным сплавом для художественного литья. Чаще используют сплав меди с оловом, где первый элемент всегда преобладает. Чем больше процент меди в сплаве, тем он пластичней. Цвет бронзы также зависит от её состава. Если в состав сплава входит 33% олова, бронза становится похожей на серебро. Называют такой сплав «белая бронза».
Существует много технологий художественного литья, но за основу взяты два:
Метод признан самым лёгким. Для литья используют шаблон, по которому выполняют земляную форму для заливки. Как правило, это одноразовая форма. После того как в неё заливают металл, она разрушается. В дальнейшем этот материал можно использовать многократно, создавая новые формы для литья. Состав такой формы очень прост — смесь глины (25%) и песка (75%). Шаблон же можно изготавливать из любого материала — дерево, гипс, пластилин, воск и т. д.
Более сложная технология, состоящая из нескольких этапов.
Отливание скульптуры из легкоплавкого материала (воск, стеарин, парафин).
Обработка полученной модели после её затвердения, позволяющая получить керамическую форму (на этом этапе модель покрывают специальным составом).
Выплавка легкоплавкого материала из модели, обеспечивающая получение тонкостенной полой формы.
Полученную форму заполняют жидким металлом.
Для тиражирования в этом методе используют гибкие формы.
По окончании литья следует декорирование — завершающий этап, сложный и многогранный. Оттачиваются мелкие детали, наносятся защитные слои и т. д. На этом этапе литая модель становится завершённой. В каждом случае требуются свои методы:
Изделие приобретает законченную форму, нужный цвет и хороший уровень защиты. Такое литьё действительно уникально, ведь у него нет аналогов. Это всегда ручная работа наподобие тех образцов, которые представлены в каталоге ВЭЛС. Яркий пример — шампуры ручной работы с художественным литьём из бронзы.