Художественное выжигание по коже - особенности метода

Изделия из кожи невольно притягивают взгляд. И это не удивительно. В древности именно из кожи изготавливали предметы первой необходимости. Позже, после освоения разных техник, из неё же выполняли и предметы роскоши. Важно, что приобретённые знания не пропали даром. Современные мастера пользуются ими, выполняя эксклюзивные образцы или воплощая безумные идеи. Техник обработки кожи существует немало. Ещё больше — способов декорирования. Пирография — один из них.

Художественное выжигание по коже

Понятие «пирография» возникло не так давно и относится не только к выжиганию по коже. С помощью пирографа рисунок наносят на разные материалы — дерево, ткань и т. д. Слово имеет конкретное значение — «рисование огнём».

Сопоставить пирографию с кожей совсем несложно, ведь при дублении материала используют обжиг. По одной из версий «прародителем» художественного выжигания по коже был именно обжиг, оставивший (по чистой случайности) неординарный эффект.

Первые образцы с термотиснением на коже появились в России в XII веке, когда с помощью раскалённых медных штампов наносили орнамент на конскую упряжь. В Европе эту технику освоили позже, лишь в XIII веке. Но техника совершенствовалась, и на смену штампу пришёл рисунок. После изобретения пирогрофа (уже в наше время) возможности возросли. Рисунок стал тоньше, орнамент сложней, а идеи ещё безумней.

Современные техники художественного выжигания

Один из самых важных моментов — материал. От качества кожи зависят сложность работы, уровень исполнения и конечный результат. То есть не любая кожа годится для этих целей.

Качество же кожи зависит от способа дубления:

  • растительный или жировой (традиционный);
  • химический (современный).

Для выжигания выбирают пластичную тонкую кожу с высокой плотностью. Материал растительного дубления не годится, поскольку его толщина превышает нужные параметры. Мало того, для работы потребуется дополнительная обработка. Поэтому чаще используют материал комбинированного и хромового дубления.

Однако есть ещё одна классификация, которую учитывают при выборе кожи. Основана она на способе обработки лицевой поверхности:

гладкая кожа — самый прочный материал, сохранивший все первоначальные свойства;
тиснёная — имитирующая узоры редких экземпляров и скрывающая мелкие дефекты;
шлифованная — отшлифованная с помощью абразива;
лакированная — окрашенная или покрытая лаком;
краст — кожа без поверхностной отделки;
спилок — материал, полученный методом распила толстой кожи на несколько частей.

Для художественного выжигания определённо не подходит лакированная кожа, поскольку дополнительное покрытие, которое на ней присутствует, при выжигании «поплывёт». Идеальный вариант — гладкая кожа, спилок и краст.

Значение имеет и вид кожи — свиная, овчина и пр. Для выжигания берут преимущественно кожу крупного рогатого скота, она подходит по всем критериям.

Метод выжигания

Рисунок наносят с помощью пирографа или лазера. То есть это инструмент, применяемый и в других практиках (при работе с деревом, тканями и т. д.). Точность изображения в значительной степени зависит от насадки. Этот момент очень важен. В качестве насадок используют проволоку, перья и иглы разной толщины. Определяются с насадкой перед началом выжигания, когда уже выполнен эскиз нужного рисунка.

Регулировка температур — ещё один важный параметр. При работе с кожей температура накаливания аппарата должна быть ниже, чем при выжигании на дереве.

Алгоритм работы несложен, больше вопросов вызывают подготовка и выбор рисунка. Когда соблюдены все предварительные этапы (выбор материала, инструмента, рисунка), мастер переносит изображение на кожу и приступает к выжиганию. Финальные «штрихи» у разных мастеров могут отличаться. В любом случае это будут ещё два этапа: остывание изображения и его фиксация. Но результат способен поразить, рисунок выглядит благородно и эффектно. Для подарка — идеальный вариант.

В каталоге "ВЭЛС" можно найти рубрику, где размещены шкатулки ручной работы, отделанные натуральной кожей с таким рисунком. Оценить работу и её качество можно без слов, достаточно взгляда.